Мені потрібна допомога спільноти до: 1 січ. 1970 03:00 Связь между COVID-19 и обонятельной дисфункцией

Вирус SARS-CoV-2 содержит РНК в качестве генетического материала и состоит из трех белковых структур: шипа, оболочки и мембраны. Шип (спайк) при попадании в организм человека связывается с рецептором ангиотензинпревращающего фермента 2 (ACE2). Несмотря на то, что вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2 используют один и тот же путь входа, у SARS-CoV-2 есть два важных отличия, которые обеспечивают более высокое сродство к рецептору ACE2 хозяина и, как следствие, повышают вирулентность. Первое отличие заключается в изменении двух вирусных хотспотов 31 и 353. Эти солевые мостики стали более стабильными в сайте связывания SARS-CoV-2. Второе различие заключается в структурном изменении гребня связывания ACE2, приводящем к более прочному и тесному контакту.

Прежде чем говорить о связи COVID-19 с обонятельной дисфункцией стоит разобраться в некоторых особенностях обоняния. Запах молекул веществ обнаруживается нейронами обонятельных рецепторов. Нейрон представляет собой биполярную структуру с тонким дендритом, содержащим на одном конце пучок из 10-20 ресничек, а на другом конце нейрона тонкий немиелинизированный аксон присоединяется к другим аксонам, образуя несколько пучков, которые пересекают подслизистую пластинку и соединяются с обонятельной луковицей. Располагается нейрон в псевдостратифицированном эпителии полости носа. Существуют также ненейрональные клетки, такие как стентакулярные клетки и клетки Боумена, ответственные за секретирование слизи для растворения молекул и обнаружения запахов.

Пахучие вещества требуют связывания со специфическими белками, высвобождаемыми во внеклеточное пространство сустентакулярными клетками, чтобы они могли обрабатываться нейронами обонятельных рецепторов. Согласно ряду исследований предполагаются три основные функции этих специфических белков:

1) Введение пахучих веществ в обонятельные рецепторы;
2) Расщепление гидрофобных связующих веществ в водной фазе;
3) Стимулирование вывода пахучих веществ из обонятельных рецепторов.

Активация рецептора приводит к каскадам трансдукции, которые вырабатывают потенциалы действия в нейронах обонятельных рецепторов.

Первоначально обонятельные расстройства, такие как аносмия (полная потеря обоняния) или гипосмия (частичная потеря обоняния), не считались симптомами коронавируса, однако постепенно была показана связь между этими заболеваниями и COVID-19. Как уже говорилось ранее SARS-CoV-2 использует свой спайковый белок для связывания с ферментом ACE2, и эта связь формируется с помощью трансмембранной сериновой протеазы 2 (TMPRSS2) представляет собой фермент протеазу, расположенный на поверхности клетки-мишени, которая играет важную роль на пути проникновения вируса, поскольку она расщепляет определенный элемент белка шипа, тем самым обеспечивая связь между C-концевым доменом (CTD) пикопротеина и ACE2. Недавние исследования показали, что другая трансмембранная протеаза, TMPRSS4, способна выполнять ту же функцию, что и TMPRSS2, поэтому является альтернативной протеазой для SARS-CoV-2. Помимо трансмембранных протеаз, существует также внутриклеточная протеаза, известная как Катепсин-L, который также может быть ответственна за проникновение вируса.

Помимо большей стабильности хотспотов, CTD SARS-CoV-2 по сравнению с SARS-CoV, имеет больше ван-дер-ваальсовых связей, а значит он обладает бОльшим сродством к ACE2. ACE2 экспрессируют клетки многих органов, в том числе легких, сердца, слизистых оболочек рта и носа, яичек, кишечника, лимфоидных органов и мозга, в результате именно эти органы наиболее уязвимы к SARS-CoV-2. Однако основным путем проникновения коронавируса остаются слизистые оболочки носа.